Голосование
Ці часта Вы выкарыстоўваеце беларускую мову ў сямейных зносінах з дзецьмі?
Всего 11 человек
Голосование
Ваше мнение по поводу выбора языка обучения в нашем учреждении дошкольного образования
Всего 10 человек
Голосование
Уважаемые посетители, нравится ли Вам наш сайт?
Всего 16 человек

Родителям о развитии речи детей дошкольного возраста

Дата: 11 ноября 2016 в 10:34, Обновлено 15 апреля 2018 в 02:03

Требования учебной программы дошкольного образования,

предъявляемые  к развитию речи воспитанников 

Речевое развитие воспитанника это овладение нормами и правилами родного языка, развитие коммуникативных способностей. Представляет собой многоаспектный процесс, охватывающий различные линии психического развития воспитанника: мышление, восприятие, воображение, память, а также его эмоциональную сферу.

         Процесс развития речи воспитанников направлен на:

формирование литературных норм родной речи, умения свободно пользоваться лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении разного типа высказываний;

формирование культуры общения, умения вступать в контакт со взрослыми и сверстниками;

воспитание норм и правил речевого этикета, умения пользоваться ими в зависимости от ситуации;

формирование элементарного осознания языковой действительности, языковых обобщений с целью саморазвития речи и подготовки к обучению грамоте.

В учреждениях дошкольного образования предусматривается обучение воспитанников двум родным языкам – белорусскому и русскому. Содержание речевого развития воспитанника учитывает специфику русско-белорусского близкородственного двуязычия. Для большинства воспитанников первым (родным) языком, на котором они учатся говорить и мыслить, общаться с окружающими, является русский. Белорусский язык хронологически выступает для них вторым. В то же время белорусский язык осознается в обществе как родной язык, сохраняющий национально-культурную идентификацию. 

Образовательная область:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Первая младшая группа (2-3 года)

Цель: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, понимания речи взрослого; диалогической речи как средства общения.

Задачи развития воспитанника в деятельности:

приучать ребенка внимательно слушать, понимать указания взрослого и выполнять несложные поручения; понимать речь взрослого, обращенную ко всем;

обогащать пассивный словарь и формировать собственную речь ребенка;

побуждать участвовать в диалоге со взрослым и детьми, пользоваться словами для выражения своих желаний, просьб, для налаживания контактов с окружающими;

развивать навыки общения с помощью слова;

развивать начала монологической речи.

СОДЕРЖАНИЕ

Словарь

Развитие навыков общения с помощью слова.

Расширение пассивного словаря на основе представлений детей об окружающем, понятных бытовых ситуаций, игровых действий.

Освоение и закрепление в активном словаре ребенка названий действий с предметами, качеств, свойств и функций предметов.

Обогащение словаря словами - названиями профессий людей (врач, шофер, воспитатель), растений, продуктов питания, одежды, мебели, домашних животных и их детенышей, игрушек, названий частей и деталей предметов (рукава и воротник у рубашки; колеса и кузов у машины).

Обогащение активного словарного запаса различными частями речи:

существительными - названиями предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, растений (дерево, трава, цветы), некоторых овощей, фруктов, домашних животных, их детенышей, названиями профессий (врач, шофер, воспитатель), частей и деталей предметов (воротник, рукав и т.п.);

прилагательными, обозначающими видимые и яркие признаки знакомых предметов (большой, зеленый, сладкий, горячий, круглый и т.п.);

глаголами, обозначающими некоторые действия (мыть, варить, лечить, надевать и т.д.), побуждая детей соотносить словесное обозначение действий с собственными выразительными движениями и действиями игрушек;

наречиями (вчера, сегодня, завтра, близко, далеко, низко, высоко).

Грамматический строй речи

Формирование навыка употребления формы множественного числа существительных.

Обучение различению близких по звучанию форм единственного и множественного числа существительных (ложка - ложки).

Освоение детьми способов согласования прилагательного с существительным (в числе и роде) и глагола в форме прошедшего времени с существительным.

Побуждение детей отвечать на вопросы педагога отдельными словами, фразами.

Поощрение детского словотворчества.

Освоение предлогов, развитие умения употреблять их в составе различного типа конструкций.

Стимулирование процесса оформления мыслей ребенка и выражения их в предложении, развитие умения говорить предложениями, придавая словам грамматически правильные окончания.

Первоначальное овладение интонациями вопроса, восклицания.

Ответы на вопросы отдельными словами, фразами.

Звуковая культура речи

Формирование внимания к звуковой стороне речи.

Овладение ребенком произношением гласных (а, у, и, о, э, ы) и некоторых согласных (м, б, п, т, д, н, к, г, ф, в) звуков родного языка:

произношение звукоподражаний разной степени сложности: из одного продолжительного звука: ааа, ууу; из одинаковых слогов: а-а-а, би-би, бай-бай, мяу-мяу, ква-ква; из разных слогов: а-у, у-а, и-го-го;

воспроизведение детьми интонации, ритмического рисунка речи;

упражнение в произношении звукоподражаний с разной громкостью, в разном темпе, с разной высотой голоса;

развитие речевого дыхания малышей;

содействие развитию речевого слуха и артикуляционного аппарата малыша как основы развития речи.

Связная речь

Формирование умений:

задавать вопросы, высказываться об игрушках, изображенном на картине, о прочитанном;

говорить фразами из 3 - 5 слов;

рассказывать небольшие стихотворения, потешки, сказки.

Общение на близкие ребенку темы из личного опыта, из жизни близких людей, животных, участие во внеситуативном диалоге (о том, что сейчас не находится в поле зрения).

Установление речевых контактов ребенка со сверстниками, обращений их друг к другу; поощрение интереса ребенка к делам сверстников, желания сопровождать речью свои действия.

Побуждение к участию в рассказе-образце (договаривание слов, коротких фраз), к подражанию, ответу на вопрос; проговариванию отдельных слов, фраз.

Развитие умения с помощью интонации передавать цель высказывания (повествование, побуждение, вопрос).

Вторая младшая группа (3-4 года)

Цель: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, диалогической и монологической речи как средства общения.

Задачи развития воспитанника в деятельности:

обогащать и закреплять активный словарь ребенка на основе представлений об окружающей жизни, подвести к пониманию значения слова;

развивать понимание и использование в речи грамматических средств, побуждать к активному поиску правильной формы слова;

развивать артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, речевой слух;

формировать правильное произношение звуков;

развивать умения слушать и понимать речь воспитателя, отвечать на его вопросы;

формировать умение составлять короткий описательный и повествовательный рассказ с помощью взрослого.

СОДЕРЖАНИЕ

Словарь

Различение предметов по внешним и внутренним признакам (качествам), действиям, правильное называние их.

Сравнение предметов (игрушек, картинок), называние слов с противоположным значением (тарелка глубокая и мелкая, дерево высокое и низкое), соотнесение целого и его частей, их называние (дом - крыша, стены, двери, окна).

Понимание и употребление некоторых обобщающих слов (одежда, игрушки, посуда).

Понимание семантических отношений слов разных частей речи в едином тематическом пространстве (конь бежит - птица летит; чашка из фарфора - ложка из металла); некоторых многозначных слов (ножка у ребенка - ножка стола - ножка у гриба).

Грамматический строй речи

Изменение существительных по падежам, согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Правильное употребление формы родительного падежа единственного и множественного числа (платья, рубашки; тапочек, карандашей); падежных форм с пространственными предлогами (в, на, за, под, около).

Умение правильно употреблять форму повелительного наклонения глаголов единственного и множественного числа (беги, покружитесь).

Умение спрягать глагол по лицам и числам (бегу, бежит), образовывать видовые пары глаголов (Мальвина одевается, а Буратино уже оделся).

Использование некоторых способов словообразования: существительных с помощью суффиксов (у лисы - лисята, у кошки - котята; для хлеба - хлебница, для сахара - сахарница); глаголов с помощью суффиксов (на барабане - барабанят), приставок (летел - улетел - прилетел), на материале звукоподражаний (ква-ква - квакает).

Использование словообразовательных связей отдельных знакомых слов (погремушкой можно погреметь, половичок лежит на полу).

Построение разных типов предложений (простых с однородными членами, сложносочиненных, некоторых сложноподчиненных).

Звуковая культура речи

Развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия, речевого слуха.

Развитие дикции, интонации вопроса, чувства ритма.

Правильное произношение гласных (а, у, и, о, э, ы) и согласных (м, б, п, т, д, н, к, г, х, ф, в, л, с, ц) звуков.

Дифференциация родственных по месту образования звуков (п - б, т - д, ф - в), твердых и мягких согласных.

Связная речь

Умение рассматривать картины и игрушки и отвечать на вопросы воспитателя.

Подведение малышей к составлению небольших рассказов по картине, описанию игрушек (2 - 3 предложения).

Формирование умения осуществлять самые элементарные способы связей двух или нескольких предложений в контексте сюжетного рассказа.

Формирование представления об элементарной структуре высказывания описательного и повествовательного типа.

Разговоры со взрослыми и сверстниками о фактах и явлениях, воспринятых за пределами дошкольного учреждения (индивидуально и в подгруппах).

Пересказ содержания знакомой сказки или короткого рассказа по вопросам воспитателя, вместе с ним, затем - самостоятельно.

Ориентировка в структуре рассказа (начало, середина, конец).

Различение белорусской и русской речи, употребление формул белорусского этикета (в адекватных ситуациях), разыгрывание коротких произведений на белорусском языке.

Средняя группа (4-5 лет)

Цель: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, диалогической и монологической речи как средства общения.

Задачи развития воспитанника в деятельности:

обогащать словарный запас ребенка на основе представлений об окружающей жизни, содействовать правильному пониманию слов, их употреблению, уточнять обобщающие понятия, подвести к элементарному осознанию слова и словесных отношений;

расширять круг грамматических явлений, усваиваемых детьми, побуждать к активному поиску правильной формы слова;

развивать фонематическое восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, умение пользоваться интонационными средствами выразительности, формировать правильное произношение всех звуков родного языка;

развивать умения слушать и понимать речь окружающих людей, участвовать в диалоге; самостоятельно составлять описательные и повествовательные рассказы.

Мэта: фармiраванне ўстойлiвай цiкавасцi i станоўчых адносiн да нацыянальнай мовы, жадання авалодаць беларускай мовай; выхаванне асноў нацыянальнага светапогляду.

Задачы развiцця выхаванца ў дзейнасцi:

садзейнiчаць адрозненню дзецьмi беларускага i рускага маўлення;

пабуджаць да ўзнаўлення кароткiх лiтаратурных твораў на беларускай мове, да разыгрывання iх;

развiваць элементарныя навыкi зносiн на беларускай мове.

СОДЕРЖАНИЕ

Словарь

Расширение активного словаря детей различными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами): названиями предметов, их качеств, свойств, действий.

Умение сравнивать предметы по размеру, цвету, называть их.

Употребление обобщающих слов, обозначающих видовые (пальто, куртка; чашка, стакан) и родовые (игрушки, одежда, мебель, овощи, фрукты, посуда) понятия.

Употребление слов, обозначающих материал (дерево, стекло, пластмасса и др.), пространственные отношения (далеко, близко, рядом, около и др.), свойства и качества предметов (твердый и мягкий, тонкий и плотный, прозрачный и непрозрачный и т.п.).

Понимание некоторых многозначных слов, сочетаемости разных слов (идет мальчик, идет автобус, идут часы и др.).

Умение различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (веселый - радостный; сильный - слабый, быстрый - медленный).

Умение подбирать разные слова и их формы для обозначения одного и того же объекта (кот - котик, киска, коток, Котофей, мурлыка).

Объяснение происхождения некоторых слов (подосиновик, заречный и т.д.).

Понимание смысла загадок, пословиц и усвоение образных выражений из них.

Слоўнiк

Узбагачэнне беларускага слоўнiка дзяцей словамi - назвамi прадметаў асяроддзя, iх якасцей, дзеянняў.

Разуменне i ўжыванне абагульняльных слоў (цацкi, посуд, адзенне, мэбля).

Засваенне формаў ветлiвасцi (добрай ранiцы, добры дзень, добры вечар, дабранач, да пабачэння, дзякуй, калi ласка, смачна есцi, прабач).

Грамматический строй речи

Освоение грамматического оформления высказываний: изменение существительных по числам, падежам; спряжение глаголов по лицам и числам, временам, образование глаголов повелительного наклонения (спой, попрыгай, ляг); образование уменьшительно-ласкательных наименований; согласование слов между собой (прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; глаголов с существительными в числе и роде).

Освоение трудных форм: родительного падежа единственного и множественного числа существительных; отдельных неизменяемых слов (играть на пианино, спрятаться за пианино) и др.

Образование слов:

названий детенышей животных, употребление их в единственном и множественном числе;

названий предметов посуды (сахар - сахарница, мыло - мыльница, но масло - масленка, соль - солонка); звукоподражательных глаголов (ворона кар-кар - каркает, поросенок хрю-хрю - хрюкает); отыменных глаголов (мыло - мылит, учитель - учит).

Стремление догадываться о смысле незнакомых слов.

Употребление разных типов предложений (простых с однородными членами, сложносочиненных, сложноподчиненных).

Граматычны лад маўлення

Засваенне некаторых асаблiвасцей граматычнага ладу беларускага маўлення: множнага лiку назоўнiкаў (дамы, лясы, вокны); роднага склону назоўнiкаў (санак, лыжак, лялек); меснага склону назоўнiкаў (на назе, у руцэ, на двары); давальнага склону назоўнiкаў (дапамагчы Аленцы, дапамагчы Янку); загаднага ладу дзеясловаў (мый, сядай, пi, паскачы); формаў 3-й асобы адзiночнага i множнага лiку дзеясловаў (iдзе, пiша, малюе, варыць, гуляюць, хочуць); асаблiвасцей роду некаторых назоўнiкаў (смачны яблык, калматы сабака).

Разуменне i ўменне суадносiць з малюнкамi назвы жывёл i iх дзiцянят (кошка - кацяня, качка - качаня, лiса - лiсяня).

Звуковая культура речи

Развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, речевого и фонематического слуха, использование умеренного темпа речи, интонационных средств выразительности.

Усвоение правильного произношения согласных звуков: [с], [с'], [з], [з'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [л'], [р], [р'].

Четкое произношение слов, фраз.

Осознание особенностей своего произношения.

Термины "звук", "слово", сравнение слов, близких и разных по звучанию, длинных и коротких; подбор слов на заданный звук.

Интонационное выделение звука в слове.

Последовательность произнесения звуков в слове.

Гукавая культура маўлення

Правiльнае вымаўленне спецыфiчна беларускiх гукаў: фрыкатыўных [г], [г']; заўсёды цвёрдых гукаў [ч], [р] iзалявана (у гукапераймальных словах), у словах i фразах; гука ў у словах i фразах.

Дыферэнцыяцыя ў вымаўленнi i на слых слоў, падобных у рускай i беларускай мовах (дети - дзецi, ложка - лыжка, река - рака, уши - вушы i да т.п.).

Связная речь

Развитие форм разговорной речи, обогащение содержания разговоров с детьми темами о фактах и явлениях, воспринятых за пределами детского сада и опосредованно (индивидуально и в подгруппах).

Формирование диалогической речи детей при осуществлении совместной деятельности.

Умение пересказывать содержание сказки или короткого рассказа как уже знакомых, так и впервые прочитанных на занятии.

Составление рассказов по содержанию картины, из личного опыта (по аналогии с содержанием картины).

Описание игрушек (предметов), сравнение их.

Придумывание событий, предшествующих изображенному на картине и последующих.

Элементарное осознание структуры связного текста (начало, продолжение, конец); соединение некоторыми способами предложения и части высказывания между собой; включение в повествовательные тексты элементов описания, рассуждения, диалогов действующих лиц, точных и образных слов.

Звязнае маўленне

Слуханне i разуменне мовы выхавальнiка, адказы на яго пытаннi.

Праслухоўванне беларускiх народных забаўлянак, казак, твораў беларускiх пiсьменнiкаў для дзяцей; адказы на пытаннi па iх змесце.

Адказы на пытаннi па змесце карцiн i пры апiсаннi цацак.

Стварэнне выказванняў, самастойных па задуме i моўным афармленнi.

Садзейнiчанне станаўленню рэпрадуктыўнага маўлення дзяцей на беларускай мове.

Старшая группа (5-6 лет)

Цель: формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка, диалогической и монологической речи как средства общения.

Задачи развития воспитанника в деятельности:

приобщать детей к богатству русского и белорусского языков, формировать ценностное отношение к ним;

развивать активную речь детей, содействовать налаживанию их речевого общения в совместных играх, других видах деятельности;

формировать элементарное осознание языковой и речевой действительности;

совершенствовать умения слушать и понимать речь окружающих людей, участвовать в диалоге;

самостоятельно составлять описательные и повествовательные рассказы;

развивать словесное творчество.

Мэта: фармiраванне ўстойлiвай цiкавасцi i станоўчых адносiн да беларускай мовы, жадання авалодаць ёю.

Задачы развiцця выхаванца ў дзейнасцi:

далучаць дашкольнiкаў да багацця беларускай мовы, фармiраваць каштоўнасныя адносiны да яе;

стымуляваць зносiны на беларускай мове;

развiваць пазнавальныя i моўныя здольнасцi, назiральнасць адносна моўных з'яў, навыкi маўленчага самакантролю;

звяртаць увагу на моўныя асаблiвасцi беларускай мовы ў параўнаннi з рускай;

развiваць навыкi разумення беларускай мовы, уменне адказваць на пытаннi выхавальнiка;

заахвочваць дзяцей да самастойных выказванняў на беларускай мове.

Словарь

Обогащение словаря на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

Подбор слов, наиболее точно обозначающих свойства, качества, признаки предметов (хрупкий, прозрачный, бесцветный, звонкий), а также материал, из которого они сделаны (дерево, пластмасса, стекло, металл, ткань и т.п.).

Овладение некоторыми видовыми и родовыми понятиями, осуществление их дифференциации (тарелка глубокая и мелкая; транспорт наземный, подземный, воздушный, водный; одежда зимняя, летняя, демисезонная); представлениями о значении (смысле) слова (шепотом - тихо говорить, на цыпочках - тихо идти), необходимости в разговоре употреблять слова в соответствии с их значением.

Понимание некоторых отношений между словами: антонимии (свежий хлеб - черствый хлеб; свежая рубашка - грязная, мятая рубашка), синонимии (свежий хлеб - мягкий, теплый хлеб; свежая рубашка - чистая рубашка), многозначности (острый нож, острый язык, острая горчица), активное использование их в речи.

Интерес к значению слова, особенно мотивированного (вьюнок - вьется, голубика - голубая, гвоздика похожа на гвоздик).

Понимание доступных фразеологизмов (спустя рукава, из пустого в порожнее и т.п.); образных выражений в загадках, объяснение смысла поговорок, использование их в своей речи.

Слоўнiк

Узбагачэнне беларускага слоўнiка дзяцей словамi - назвамi акаляючых прадметаў: назвамi цацак, вучэбных прылад (аловак, пэндзаль, сшытак), посуду, мэблi, адзення, хатнiх рэчаў (гадзiннiк, дыван, канапа), жывёл (вавёрка, трус, матылёк), садавiны i гароднiны (цыбуля, бульба); колераў (ружовы, блакiтны), якасцей (прыгожы, дужы, смачны, добры, дрэнны); дзеянняў (глядзець, бачыць, сустракаць, расцi).

Разуменне слоў рускай i беларускай моў, якiя супадаюць або падобныя па вымаўленнi, але маюць рознае лексiчнае значэнне (неделя - нядзеля, диван - дыван i да т.п.).

Разуменне i ўжыванне абагульняльных слоў.

Ужыванне традыцыйных беларускiх формаў iмёнаў (Алесь, Уладзя, Ян, Янка, Таццянка, Кастусь, Аленка).

Ужыванне формаў ветлiвасцi на беларускай мове.

Грамматический строй речи

Осмысленное отношение к грамматической правильности речи, стремление говорить правильно.

Стремление использовать в речи различные типы предложений (простые, сложные, с прямой речью), употребление синонимических синтаксических конструкций (В корзинке лежит резиновый мяч. В корзинке лежит мяч из резины. Я вижу резиновый мяч в корзине и т.п.).

Умение грамматически правильно изменять различные части речи, согласовывать их между собой; образовывать формы сравнительной степени прилагательных (тихий - тише, умный - умнее); изменять значение слов с помощью суффиксов, придавая им другой смысловой оттенок (полный - полноватый, злой - злющий, слоник - слонишка).

Употребление трудных форм знакомых слов (носков, чулок, ботинок, тапочек; одни очки, двое санок; одеть, надеть и т.д.); неизменяемых слов (радио, кофе, кенгуру и т.п.).

Образование глаголов, существительных, прилагательных (петух кричит кукареку - он кукарекает; бежал - забежал, перебежал, убежал; продает - продавец; ездит на лыжах - лыжник; шкатулка из дерева - деревянная шкатулка, лодочка из бумаги - бумажная лодочка), сложных слов из двух простых (белый лоб - белолобый); названий детенышей животных (лошадь - жеребенок, курица - цыпленок).

Использование разных слов и их форм для называния одних и тех же объектов (заяц - зайчик, заинька, попрыгун, длинноушка).

Граматычны лад маўлення

Разуменне маўленчых выказванняў рознай граматычнай структуры, чуццё да граматычнай правiльнасцi маўлення на беларускай мове.

Некаторыя асаблiвасцi граматычнага ладу беларускага маўлення: адзiночны i множны лiк асобных назоўнiкаў (садавiна, агароднiна, крупы, дзверы); дапасаванне прыметнiкаў да некаторых назоўнiкаў (доўгi цень, белае казляня, вясёлы гармонiк); утварэнне некаторых склонавых формаў назоўнiкаў (бераг - на беразе, гарох - у гаросе, па палях, па лясах); прыналежных прыметнiкаў (ляльчын, татаў, Алесеў, цётчын); параўнальнай (вышэйшы за, лепшы за) i найвышэйшай формаў прыметнiкаў (вышэйшы за ўсiх, найпрыгажэйшы); прыслоўяў (уранку, узiмку).

Спосабы ўтварэння назваў маладых iстот (мышаня, тыграня, жарабя), назоўнiкаў са значэннем адзiнкавасцi (бульба - бульбiна, морква - морквiна).

Ужыванне новых слоў у розных фразавых канструкцыях.

Фармуляванне пытанняў з дапамогай часцiц цi, хiба, ужыванне ў мове прыназоўнiкаў, словазлучэнняў з прыназоўнiкамi у, да (у лес, да сябра), злучнiка але.

Спецыфiчна беларускiя марфолага-сiнтаксiчныя звароты (балiць каму, хварэць на што, хадзiць у грыбы, у ягады, дзякаваць каму, смяяцца з каго i iнш.).

Звуковая культура речи

Совершенствование артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, речевого и фонематического слуха, четкой дикции.

Использование интонационных средств выразительности.

Правильное произношение звуков родного языка; дифференциация на слух и в произношении близких в акустическом и артикуляционном отношении согласных звуков (свистящих, сонорных, шипящих: [с] - [с'], [з] - [з'], [с] - [ш], [з] - [ж], [л] - [л'], [р] - [р']; твердых и мягких: [р] - [р'], [л] - [л'], [с] - [с'] и т.д.; звонких и глухих: [д] - [т], [б] - [п] и т.д.).

Интерес к звучащему слову (игры со звуками и рифмами, вопросы о звучании и значении слов, толковании их смысла).

Элементарное осознание особенностей своего произношения, оценивание своей речи; стремление совершенствовать ее.

Представления о слоговом строении слова, словесном составе предложения.

Подбор слов с заданным звуком, близких по звучанию слов.

Гукавая культура маўлення

Правiльнае вымаўленне спецыфiчна беларускiх гукаў: [дж], [дз'], [ц'].

Правiльнае вымаўленне фрыкатыўных [г], [г']; заўсёды цвёрдых гукаў [ч], [р], гукаспалучэння шч iзалявана (у гукапераймальных словах), у словах i фразах; гука [ў] у словах i фразах.

Правiльнае вымаўленне слоў з падоўжанымi зычнымi ў словах (калоссе, варэнне); выразнае вымаўленне ненацiскных галосных.

Правiльнае вымаўленне рускiх i беларускiх слоў, падобных па гучаннi (зверек - звярок, ночь - ноч i да т.п.).

Связная речь

Развитие форм разговорной речи, обогащение содержания разговоров с детьми темами о фактах и явлениях, воспринятых за пределами детского сада и опосредованно (индивидуально и в подгруппах).

Самостоятельный связный и последовательный пересказ литературных произведений (сказок, рассказов), выразительная передача диалогов действующих лиц.

Диалоги детей при осуществлении совместной деятельности, инициативность общения, умение вести разговор.

Составление описательных рассказов по игрушке, предметной картинке, серии сюжетных картин (соблюдая композицию рассказа, указывая место и время действия, характеризуя персонажей).

Придумывание событий, предшествующих изображенным на картинке, и последующих.

Составление рассказов из личного опыта, передавая в речи хорошо знакомые события и свои впечатления.

Составление творческих рассказов реалистического и фантастического содержания.

Использование в речи рассуждений, объяснений; оценка объяснений товарищей.

Элементарное осознание структуры связного высказывания.

Звязнае маўленне

Слуханне i разуменне беларускага маўлення, мастацкiх твораў на беларускай мове - як празаiчных, так i вершаваных; слуханне i разуменне мовы выхавальнiка, адказы на яго пытаннi.

Пераказ кароткiх казак i апавяданняў - як знаёмых, так i ўпершыню прачытаных.

Непадрыхтаванае звязнае маўленне (апiсанне сiтуацыi, вырашэнне пэўнай камунiкатыўнай задачы - просьба, распавяданне, тлумачэнне i г.д.).

Стварэнне выказванняў, самастойных па задуме i моўным афармленнi.

Старшая группа (6-7 лет)

Задачи развития воспитанника в деятельности:

приобщать детей к богатству русского и белорусского языков, формировать ценностное отношение к ним;

развивать активную речь детей, содействовать налаживанию их речевого общения в совместных играх, других видах деятельности;

формировать элементарное осознание языковой и речевой действительности;

совершенствовать умения слушать и понимать речь окружающих людей, участвовать в диалоге; самостоятельно составлять описательные и повествовательные рассказы; развивать словесное творчество.

Задачы развiцця выхаванца ў дзейнасцi:

далучаць дашкольнiкаў да багацця беларускай мовы, фармiраваць каштоўнасныя адносiны да яе;

стымуляваць зносiны на беларускай мове;

развiваць пазнавальныя i моўныя здольнасцi, назiральнасць адносна моўных з'яў, навыкi маўленчага самакантролю;

звяртаць увагу на моўныя асаблiвасцi беларускай мовы ў параўнаннi з рускай;

развiваць навыкi разумення беларускай мовы, уменне адказваць на пытаннi выхавальнiка, заахвочваць самастойныя выказваннi дзяцей на беларускай мове.

Словарь

Обогащение словаря на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

Подбор слов, наиболее точно обозначающих свойства, качества, признаки предметов (плотный, шершавый, рвется, мнется, размокает), а также материал, из которого они сделаны (дерево, пластик, ткань и т.п.).

Овладение некоторыми видовыми и родовыми понятиями, осуществление их дифференциации (куртка зимняя и осенняя; посуда кухонная и столовая; продукты молочные и мясные); представлениями о значении (смысле) слова (мчаться - быстро бежать, огромный - очень большой), необходимости в разговоре употреблять слова в соответствии с их значением.

Понимание некоторых отношений между словами: антонимии (свежий хлеб - черствый хлеб; свежая рубашка - мятая рубашка), синонимии (свежий хлеб - мягкий, теплый хлеб; свежая рубашка - чистая рубашка), многозначности (бежит река, бежит мальчик, бежит время), активное использование их в речи.

Интерес к значению слова, особенно мотивированного (моховик - растет во мху, босоножки - надевают летом на босые ноги, медосбор - сбор меда пчелиными семьями).

Понимание доступных фразеологизмов (зарубить на носу, повесить голову и т.п.); образных выражений в загадках, объяснение смысла поговорок, использование их в своей речи.

Понимание и использование омонимов.

Слоўнiк

Узбагачэнне беларускага слоўнiка дзяцей словамi - назвамi акаляючых прадметаў: назвамi цацак, вучэбных прылад (аловак (просты i каляровы), пэндзаль, сшытак, крэйда), посуду, мэблi, адзення, хатнiх рэчаў (ложак, канапа, ручнiк), жывёл (дзiк, вожык, конiк), садавiны i гароднiны (цыбуля, бульба, гарбуз); колераў (ружовы, блакiтны), якасцей (прыгожы, дужы, смачны, добры, дрэнны); дзеянняў (глядзець, бачыць, сустракаць, расцi).

Словы рускай i беларускай моў, якiя супадаюць або падобныя па вымаўленнi, але маюць рознае лексiчнае значэнне (качка - качка, зорька - зорка i да т.п.).

Разуменне i ўжыванне абагульняльных слоў.

Ужыванне традыцыйных беларускiх формаў iмёнаў (Алесь, Уладзя, Ян, Янка, Таццянка, Кастусь, Аленка).

Ужыванне формаў ветлiвасцi на беларускай мове.

Грамматический строй речи

Осмысленное отношение к грамматической правильности речи, стремление говорить правильно.

Использование в речи различных типов предложений (простые, сложные, с прямой речью, сложноподчиненные).

Умение грамматически правильно изменять различные части речи, согласовывать их между собой.

Умение образовывать формы сравнительной степени прилагательных (добрый - добрее, плохой - хуже).

Умение изменять значение слов с помощью суффиксов, придавая им другой смысловой оттенок (пустой - пустоватый, зубы - зубищи, книжка - книжечка и книжонка).

Употребление трудных форм знакомых слов (носков, чулок, ботинок, тапочек; одни очки, двое санок; одеть, надеть и т.д.), неизменяемых слов (пианино, метро, кино и т.п.).

Образование глаголов, существительных, прилагательных; сложных слов из двух простых (длинная шея - длинношеий).

Граматычны лад маўлення

Разуменне маўленчых выказванняў рознай граматычнай структуры, чуласць да граматычнай правiльнасцi маўлення на беларускай мове.

Некаторыя асаблiвасцi граматычнага ладу беларускага маўлення: адзiночны i множны лiк асобных назоўнiкаў (садавiна, агароднiна, крупы, дзверы); дапасаванне прыметнiкаў да некаторых назоўнiкаў (чорны сабака, высокае пiянiна, лёгкая задача); утварэнне некаторых склонавых формаў назоўнiкаў (падлога - на падлозе, страха - на страсе, малюнак - па малюнках); прыналежных прыметнiкаў (ляльчын, татаў, Алесеў, цётчын); параўнальнай (вышэйшы за, лепшы за) i найвышэйшай формаў прыметнiкаў (вышэйшы за ўсiх, найпрыгажэйшы); прыслоўяў (уранку, узiмку).

Спосабы ўтварэння назваў маладых iстот (мышаня, тыграня, жарабя), назоўнiкаў са значэннем адзiнкавасцi (цыбуля - цыбулiна, морква - морквiна).

Фармуляванне пытанняў з дапамогай часцiц цi, хiба, ужыванне ў мове прыназоўнiкаў, словазлучэнняў з прыназоўнiкамi у, да (у лес, да сябра), злучнiка але.

Ужыванне спецыфiчна беларускiх марфолага-сiнтаксiчных зваротаў (балiць каму, хварэць на што, хадзiць у грыбы, у ягады, дзякаваць каму, смяяцца з каго i iнш.).

Звуковая культура речи

Совершенствование артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, речевого и фонематического слуха, четкой дикции.

Использование интонационных средств выразительности.

Правильное произношение звуков родного языка; дифференциация на слух и в произношении близких в акустическом и артикуляционном отношении согласных звуков (свистящих, сонорных, шипящих: [с] - [с'], [з] - [з'], [с] - [ш], [з] - [ж], [л] - [л'], [р] - [р']; твердых и мягких: [р] - [р'], [л] - [л'], [с] - [с'] и т.д.; звонких и глухих: [д] - [т], [б] - [п] и т.д.).

Интерес к звучащему слову (игры со звуками и рифмами, вопросы о звучании и значении слов, толковании их смысла).

Элементарное осознание особенностей своего произношения, оценивание своей речи; стремление совершенствовать ее.

Представления о слоговом строении слова, словесном составе предложения.

Подбор слов с заданным звуком, близких по звучанию слов.

Гукавая культура маўлення

Правiльнае вымаўленне спецыфiчна беларускiх гукаў: [дж], [дз'], [ц'].

Правiльнае вымаўленне фрыкатыўных [г], [г']; заўсёды цвёрдых гукаў [ч], [р], гукаспалучэння шч iзалявана (у гукапераймальных словах), у словах i фразах; гука [ў] у словах i фразах.

Правiльнае вымаўленне слоў з падоўжанымi зычнымi ў словах (пячэнне, насенне); выразнае вымаўленне ненацiскных галосных.

Правiльнае вымаўленне рускiх i беларускiх слоў, падобных па гучаннi (дети - дзецi, река - рака i да т.п.).

Связная речь

Обогащение содержания разговоров с детьми темами о фактах и явлениях, воспринятых за пределами детского сада и опосредованно (индивидуально и в подгруппах).

Развитие умения воспроизводить художественный текст связно, последовательно и выразительно без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.

Составление описательных, сюжетных и контаминированных рассказов по игрушке, предметной картинке, серии сюжетных картин (соблюдая композицию рассказа, указывая место и время действия, характеризуя персонажей).

В процессе сочинения рассказа по серии сюжетных картин умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

Рассказывание из личного опыта (сочинения детей могут быть описательными, повествовательными).

Составление творческих рассказов реалистического и фантастического содержания.

Элементарные представления о структуре повествовательного текста и умение использовать разнообразные связи, обеспечивающие целостность и связность текста.

Звязнае маўленне

Пераказ кароткiх казак i апавяданняў - як знаёмых, так i ўпершыню прачытаных.

Непадрыхтаванае звязнае маўленне (апiсанне сiтуацыi, вырашэнне пэўнай камунiкатыўнай задачы - просьба, распавяданне, тлумачэнне i г.д.).

Стварэнне выказванняў, самастойных па задуме i моўным афармленнi.

Образовательная область: ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

СОДЕРЖАНИЕ

От 5 до 6 лет

Цель: формирование у детей первоначальных лингвистических представлений: широкая ориентировка в языковой действительности, элементарное понимание строения и некоторых закономерностей родного языка; воспитание интереса к языку и речи как явлениям действительности.

Задачи развития воспитанника в деятельности:

формировать представление о слове как языковой единице, о слоговом строении слова;

учить членению на слова предложений из двух - трех слов;

формировать действие звукового анализа слова.

Слово, его значение

Практическое представление о том, что слово имеет значение, смысл.

Интерес к значению слова.

Словесный анализ предложения

Практическое представление о предложении, словесном составе предложения.

Членение на слова предложения из двух - трех слов, определение последовательности слов в предложениях.

Составление предложения с заданными словами и заданным количеством слов.

Слоговой анализ слова

Практическое представление о слоге как части слова, деление слова на слоги, определение их количества и последовательности в слове.

Элементарное осознание того, что смена последовательности слогов ведет к изменению смысла слова (мышка - камыш) или к образованию бессмыслицы.

Способ выделения ударного слога в слове, словоразличительная роль ударения (за'мок - замо'к).

Звуковой анализ слова

Определение последовательности звуков в слове, элементарное осознание словоразличительной роли звука (мак - рак, дом - дым, лев - лес).

Представление о гласных и согласных звуках, твердых и мягких согласных звуках.

От 6 до 7 лет

Цель: формирование у детей первоначальных лингвистических представлений: широкая ориентировка в языковой действительности, элементарное понимание строения и некоторых закономерностей родного языка; воспитание интереса к языку и речи как явлению действительности; знакомство с буквами как знаками для обозначения звуков, формирование начальных навыков чтения.

Задачи развития воспитанника в деятельности:

формировать представление о слове как языковой единице, о слоговом строении слова, учить членению на слова предложений из двух - четырех слов;

формировать действие звукового анализа слова;

знакомить с некоторыми гласными и согласными буквами как знаками обозначения звуков;

формировать начальные навыки слогового чтения.

Слово, его значение

Практическое представление о том, что слово имеет значение, смысл.

Интерес к значению слова.

Словесный анализ предложения

Представление о предложении, словесном составе предложения.

Членение на слова предложения из двух - четырех слов, определение последовательности слов в предложениях.

Составление предложения с заданными словами и заданным количеством слов.

Слоговой анализ слова

Представление о слоге как части слова, деление слова на слоги, определение их количества и последовательности в слове.

Элементарное осознание того, что смена последовательности слогов ведет к изменению смысла слова (сосна - насос) или к образованию бессмыслицы.

Способ выделения ударного слога в слове, словоразличительная роль ударения (и'рис - ири'с).

Звуковой анализ слова

Определение последовательности звуков в слове, элементарное осознание словоразличительной роли звука (угол - уголь, кот - крот).

Представление о гласных и согласных звуках, твердых и мягких согласных звуках.

Чтение

Знакомство с гласными и согласными буквами как знаками для обозначения гласных, твердых и мягких согласных звуков.

Формирование навыка позиционного чтения (с ориентировкой на гласную букву); чтение прямых и обратных слогов (типа ма, ам), простых слов из них.

Письмо

Освоение правильной позы для письма.

Написание ритмизованных узоров, рисование каплевидных форм, линий в разных направлениях.

Навык согласования движений рук, кисти, пальцев.

Сопровождение графического движения речью.

"Печатание" слов (письмо печатными буквами, выкладывание карточками).

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.